Трамваи
Если бы в конце 19-го века центральные, но второстепенные каналы не засыпали (оставив только более широкие и симпатишные!), то никаких трамваев бы в Амстердаме не было. Либо они бы ездили только по отдалённым районам. Но даже засыпка воды землёй и тем возникновение новых улиц не сделало жизнь трамваев лёгкой. Им тяжело, поверьте. Созданы они максимально комфортно, посадка у них такая низкая, что железные их колёса невозможно увидеть, и тем не менее трамваи представляют из себя вовсе не свет в оконце общественного передвижения общественных же масс, а весьма неоднозначный паллиатив вызовам современного города.
Судите сами: им предоставлено право проезда перед любым другим транспортом, но ведь они же не будут давить зазевавшихся туристов и обнаглевших велосипедистов вкупе с пронырливыми таксистами? Не будут. Следовательно, они их всех пропускают, испуская в некоторых случаях утробные звуки сирены для распуга. Помогает мало, однако. С другой стороны, трамваи — абсолютно бесшумны и набирают скорость не хуже иного мотоцикла без коляски. С третьей, для сдерживания такого рывка Шумахера, трамваям потребны мощные и действенные тормоза. Оные есть, и визг они издают в случае включения их пренеприятнейший. Наш совет туристам — будьте поосторожнее с железными бронепоездами, особенно на узких улочках центра. В некоторых местах проложен лишь один путь (больно узко!) и трамваи курсируют то в одну, то в другую сторону. Не зазевайтесь и не задавлены будете, как говорится (это — шутка юмора такая)!
Если же глядеть на трамваи с расстояния выстрела из лука, то их вытянутые горгульями мордочки производят очень приятное впечатление.
Проехаться на трамвае элементарно: сначала надо найти специальные киоски, где продают билеты на трамваи, и затем — вперёд! Мы вам гарантируем — киоски эти вы в жизни не найдёте (если не знаете языка), потому что, в силу неведомых нам культурных различий, запрятаны эти самые места продажи билетов на трамваи в самые что ни на есть недоступные и малопонятные туристам места. Амстердамцы же знают, где они находятся, но ни за что вам не скажут (иначе и трамваи, ныне всегда полупустые, тут же будут заполнятся галдящей на вавилонских наречиях публикой). Тут, как говорится, только приоткрой эту тайну мадридского двора и — пиши пропало. Кстати, трамвай называется не «трам», как могут подумать иные любители, а «уличная машина, уличный вагон» — streetcar (стриткар). Именно с этим названием его следует искать, если приспичит.
Транспортные артерии города с течением времени до такой степени забились, что городские власти (первые на всей планете) упорно проталкивают идею организации специальных грузоперевозочных трамваев. Мысль проста: сейчас, чтобы привезти груз в магазин или ресторан, да просто мебель в квартиру — требуется ночь. Днём это сделать не разрешат, потому что одно мероприятие на одной улице создаст такую пробку, что забьёт весь центр. А составы из весьма грузоёмких трамваев могут развозить по ночам бесценные грузы и быстро разгружаться где угодно. Согласитесь, в этом что-то есть! Ай, да голландцы!
То, как сейчас осуществляется это с помощью машин вызывает улыбку!